Слезы под дождем: эксперты о важности сохранения индустриального наследия

Слезы под дождем: эксперты о важности сохранения индустриального наследия

14 ноября в Санкт-Петербурге открылся Международный культурный форум. Одним из первых мероприятий форума стала панельная дискуссия «Индустриальное наследие: ценность и развитие». Redeveloper «с полей» форума рассказывает, о чем говорили эксперты из России, Великобритании, Франции.

«Индустриальное наследие – это нечто большее, чем просто Мировое наследие» - такой амбициозной формулировкой открыл свой доклад президент международной ассоциации TICCIH Майлз Оглторп. Формулировкой этой эксперт хотел подчеркнуть не только важность сохранения индустриального наследия, но и тот факт, что для его сохранения нужно проводить дополнительную работу с властями, населением, бизнесом. Ценность индустриального наследия менее очевидна для большинства – и в России, и в мире. Приведя цитату из известного фильма «Бегущий по лезвию», президент TICCIH подчеркнул, что индустриальное наследие имеет тенденцию исчезать «как слезы под дождем» и задача всех работающих в отрасли людей – расставлять акценты, сохранять индивидуальность промышленных сооружений и давать им новую жизнь через эти акценты.

Эксперт также подчеркнул важность создания института амбассадоров индустриального наследия. С ним согласилась доцент кафедры современной истории в Университете Артуа Флоранс Хачез-Леруа, сделавшая, в свою очередь, акцент на важности профессионального образования в области сохранения индустриального наследия. Французская урбанистка рассказала об опыте преобразования промышленных городов Франции и сделала акцент на важности единообразной политики в области индустриального развития рассказав, что большинство современных объектов культурного наследия Франции – такие как, например, музей d'Orsay, были спасены в последний момент после вмешательства министра культуры страны. Также госпожа Хачез-Леруа акцентировала внимание слушателей на том, что развитие промышленных предприятий в столице Франции – это не единичный кейс, а часть большой программы «Переформатировать Париж», через которую сформированы все правила развития и осуществляется контроль за стилем и содержанием проектов.

В России развитием подобных программ, а также созданием единого информационного поля и транслированием успешного опыта займется созданный недавно экспертный совет по промышленной архитектуре. О деятельности совета на форуме рассказал Андрей Огиренко, руководитель Группы компаний «Голутвинская слобода». Господин Огиренко подчеркнул, что в России сегодня существует запрос на разработку единой системы правил преобразования пространства и исходит он, в первую очередь, от самих девелоперов.

Несмотря на то, что количество преобразованных индустриальных площадок в России пока значительно отстает от европейского опыта, а объем работы предстоит большой (например, в России только старопромышленных городов 68 штук), нашей стране тоже есть чем похвастаться. Так, о знаковых проектах Санкт-Петербурга рассказала профессор кафедры искусствоведения, СПГХПА им. Л. А. Штиглица Маргарита Штиглиц, об опыте Пермского края министр культуры региона Вячеслав Торчинский, а об исследовании «Москва промышленная» руководитель АБ «Рождественская» Нарине Тютчева.

Что же до трендов, то, по мнению, Майлза Оглторпа сегодня в Европе уже нет необходимости включать индустриальный объект в программу Всемирного наследия для того, чтобы его развивать, потому что в отдельных случаях без этой программы можно сделать больше. Определяющим фактором здесь должна быть степень осознанности, демонстрируемой при развитии территории и готовность сохранить не только архитектуру, но также и культурный код. Осознанность должна проявляться в том числе в превращении индустриальных объектов в центры образования, в которых дети в интерактивном формате получают практические знания о промышленности.

Сам же ре- индустриальных площадок должен выйти в один из самых востребованных и «модных» трендов на волне интереса к теме изменения климата. Ведь именно грамотное и осознанное ре- позволяет, без создания динамической нагрузки и использования тяжелой техники (то есть без дополнительной нагрузки на климат) превратить ранее загрязняющее производство в современный социальный объект.