Музей городского электротранспорта, Санкт-Петербург, Россия

В Петербурге планируют реконструировать Музей городского электротранспорта на Васильевском острове. Работы запланированы на площадке № 2 трамвайного парка № 3 на Среднем проспекте Васильевского острова. В основу проекта лягут существующие три депо старейшего городского трампарка, которые будут объединены сквозным центральным проходом, где будут размещены выставочное пространство об истории электрического транспорта в городе, экспозиция о блокадном Ленинграде и ретро-техника. Трамвайный парк является старейшим в Петербурге, он был построен в 1909 году по проекту Горенберга Л. Б. и Тейхмана Ф. О.

Депо на Васильевском острове является одним из последних уцелевших исторических комплексов депо, являющихся образцом промышленной архитектуры конца ХIX - начала ХХ века. Парк был построен в 1907 году.

В 1920-х годах на базе Трамвайного парка № 2 организованы Центральные ремонтные мастерские. Здесь осуществлялись наиболее сложные (периодический и аварийно-восстановительный) виды ремонта.

Первый музей был в южном депо парка открыт 29 сентября 1967 года музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. В музее проводилась демонстрация и реставрация ретро-вагонов, впоследствии на его базе был создан Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. 

Проект намеревается осуществить ГУП «Горэлектротранс». Единственным участником и победителем конкурса стало архитектурно бюро «Студия 44». 

По задумке архитекторов, он станет самым большим в мире. Исторический внешний облик музея специалисты обещают по максимуму сохранить.

«Концептуально сохраняем первоначальный проект 1907 года строительства. Изменения предполагаются минимальные и аккуратные», — рассказал ведущий архитектор «Студии 44» Аркадий Фёдоров.

Основой музеябудут три ангара (депо), являющиеся объектами культурного наследия. На данный момент в первом представлены экспонаты, во втором находится ремонтный цех, а в третьем хранится много заброшенной техники, которую планируется восстанавливать.

В первом депо предполагается разместить основное выставочное пространство с экспозициями про историю рельсового и электрического транспорта. Здесь будут представлены конка, первый электрический трамвай Ф. А. Пироцкого, трамваи 1929–1936 годов, трамваи и троллейбусы ХХ и XXI веков. Второе депо будет посвящено теме блокадного Ленинграда, в котором трамвай играл важную роль. Также во втором ангаре обустроят трансформируемый зал примерно на 1000 человек (если без посадочных мест) для проведения лекций, конференций, концертов и кинопоказов. В третьем депо планируется разместить экспозицию специальной и служебной техники, действующую реставрационную мастерскую и другие служебные помещения. Три депо будут соединены мемжду собой центральным проходом. Все рельсы планируется сохранить как в ангарах, так и между ними. Между депо также предлагается оборудовать временные стеклянные навесы. По территории парка продолжит ходить экскурсионный ретромаршрут «Первый туристический». 

В конце мая 2023 года Комитет по госзаказу Санкт-Петербурга опубликовал тендер на выполнение проектировочных работ для строительства Музея городского электрического транспорта на Васильевском острове, который станет крупнейшим в мире учреждением такого рода. Начальная цена контракта — 240,5 млн рублей.

«Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции зданий литер Я, Ж, Е, З, Д, И (расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Средний пр. В.О. д. 77) и приспособление для современного использования зданий литер А, Б, В»,— говорится в документации, опубликованной на портале госзакупок.

В июле того же года стало известно, что для проекта строительства будущего музея электротранспорта нашли подрядчика. Проектом будет заниматься архитектурное бюро «Студия 44». С компанией уже заключили контракт по итогам конкурса. Об этом сообщили в пресс-службе администрации Василеостровского района. Проект будет готов к концу 2024 года.

В августе 2023 года стало известно, что Музей электротранспорта в Петербурге планируется открыть к февралю 2026 года. Об этом на встрече с губернатором Петербурга Александром Бегловым 18 августа сообщил генеральный директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

Адрес Россия 199106 Санкт-Петербург Средний проспект 77
Статус в стадии концепции
ТИП “РЕ” реконструкция, реставрация
ПЕРИОД “РЕ” -
Инвестор Девелопер Архитектор
- - «Студия 44»