В столичном Театре эстрады продолжается реставрация

В Театре эстрады идет реставрация. Сейчас здание готово на 70 процентов, и, предположительно, уже к новому году москвичи и гости города увидят его обновленным и при этом соответствующим задумке архитектора Бориса Иофана. Проект по восстановлению грандиозный: в театре ремонтно-реставрационные работы не проводились почти 60 лет.

Инженеры и архитекторы проекта согласились приподнять занавес и показали, как идет работа. О том, что они нашли в фойе первого этажа и почему часть колонн Дома на Берсеневской набережной больше не будут полыми, рассказываем во Всемирный день театра в репортаже MOS.RU.

Заполнить колонны
Фасад Театра эстрады сегодня закрыт строительным полотном, и с улицы доносится шум инструментов. Кажется, что за этими лесами, как за кулисами, идет репетиция спектакля, который непременно соберет аншлаг.

«Мы уже отреставрировали уникальную терразитовую штукатурку на фасаде, пострадавшую от воздействия природных факторов: осадков и колебаний температуры. Сейчас ведутся работы с колоннадой портика в зоне главного входа в театр. Колонны выполнены из железобетона и имеют прямоугольное сечение, полое внутри. Две грани каждой колонны отлиты в опалубке, а остальные грани сформированы с помощью набрасывания бетонной смеси поверх армокаркаса. Такая технология не обеспечила защиту арматурных стержней от коррозии. Поэтому необходимо воссоздать две грани колонн», — объясняет главный инженер проекта Сергей Куминов.

По словам специалиста, проект несущего каркаса здания Бориса Иофана уникален и отличается высоким уровнем технической проработки для своего времени. Но строители при реализации проекта допускали нарушения технологии строительства. Так, при проведении работ выявили некоторые отклонения от геометрически правильных чертежей автора проекта.

Знаменитый Дом на Берсеневской набережной построили для членов правительства в 1931-м. Изначально в той его части, куда в 1961-м с Садовой-Триумфальной улицы переехал Театр эстрады, планировался клуб для чиновников, но в итоге там открыли первый детский кинотеатр. Так как в 1930-е годы по всей стране шла стройка, рук не хватало. Дефицит квалифицированной рабочей силы сыграл отрицательную роль: качество строительства упало.

«На некоторых колоннах, балках и плитах мы обнаружили участки некачественно выполненных бетонных работ. Например, мы заметили деструкцию на поверхности отделочного слоя одной из колонн: когда сняли облицовку, оказалось, что под ней кое-где есть пустоты или отсутствует защитный слой арматуры», — отмечает Сергей Куминов.

Воссоздать паркет
Мы тем временем перескакиваем с доски на доску, пробираемся в закулисье по временному деревянному настилу в зрительском фойе. Под ним все разобрано: инженеры вскрыли полы, чтобы заменить балочно-стоечную систему, которая пришла в негодность за время эксплуатации.

«Согласно проекту реставрации, планируется воссоздать паркет с оригинальным геометрическим рисунком. За годы работы театра он не сохранился. Восстановленный паркет в фойе третьего этажа будет наборным щитовым из древесины твердых пород», — говорит Александра Булатова, главный дизайнер проекта.

В фойе третьего и четвертого этажа идет реставрация колонн и пилястр с композитными капителями. В фойе первого этажа предстоит восстановить поврежденное основание мраморной облицовки колонн. Специалисты уже отреставрировали гипсовый лепной декор и сейчас занимаются сохранившимися подоконниками, облицовкой полов и лестниц из натурального гранита и мрамора. А в зрительном зале практически завершена реставрация живописного панно, размещенного над порталом сцены.

«Это интересный образец живописи советского периода. На панно изображены геральдическая символика СССР, герб, флаги и лозунг “Слава великому советскому народу”. Реставраторы удалили загрязнения, расчистили всю площадь от лакового покрытия, а также укрепили живописный слой, грунт и отреставрировали панно», — объясняет Константин Костюхин, главный архитектор проекта.

Размуровать стены
В ходе работ в Театре эстрады реставраторы сделали несколько неожиданных открытий, которые повлияли на процесс восстановления здания.

Так, при реставрации купола в фойе первого этажа за слоями грубой краски скрывалась изящная живопись. Практически на всей поверхности купола изображены ромбы с цветочными розетками, имитирующими кессонный потолок, а по периметру основания свода выполнен растительный орнамент. Цвет живописи меняется от розового теплого в основании до холодного оттенка в центральной части. В самой высокой точке находится изящная лепная розетка круглой формы.

«При пробных расчистках отделочного слоя купола был обнаружен фрагмент живописи. Лабораторные исследования показали, что найденный красочный слой относится к 60-м годам XX века. Позднее этот уникальный рисунок был закрашен. После корректировки проектной документации и согласования ее в Департаменте культурного наследия города Москвы было принято решение о полной расчистке свода и реставрации альфрейной живописи», — вспоминает Константин Костюхин.

Еще одна интересная деталь, которую на основании архивных материалов ожидали найти реставраторы, — это панорамные витражные окна, ранее размещенные в зоне открытых лестниц и дворового ризалита театра. В советское время их заложили.

«Здание строили в стиле позднего конструктивизма, для которого характерны удлиненные оконные проемы. Здесь использовали художественные приемы, работающие на контрасте шероховатой поверхности штукатурки и блеска остекления. Поэтому неудивительно, что Иофан спроектировал панорамные окна. Почему их решили заложить, история умалчивает. Мы обнаружили оконные проемы, сняв штукатурный слой в зоне предполагаемого размещения витражей. Проектом реставрации предусмотрено воссоздание этих и других заполнений оконных проемов в исторических материалах: металле и древесине», — говорит главный архитектор проекта.

Подготовиться к аншлагу
Самое сложное, с точки зрения реставраторов, — принять правильное решение: сохранить ли те или иные элементы, состояние которых оказывается неудовлетворительным. «Например, когда мы сняли драпировку, закрывающую купол зрительного зала, то обнаружили, что покрывающий его штукатурный слой имеет значительные повреждения. Мы рассчитывали сохранить историческую штукатурку купола, но ее состояние, к сожалению, не позволило этого сделать», — отмечает главный архитектор.

Александра Булатова добавляет, что советскими проектировщиками были предусмотрены все необходимые инженерные коммуникации. Но современные стандарты и необходимость обеспечить комфортные условия для зрителей и работников театра потребовали замены всех устаревших инженерных систем, в том числе вентиляционного оборудования, при этом не нарушая предметов охраны объекта.

«Когда театр снова откроет двери для зрителей, мы сможем принять одновременно более тысячи человек, в том числе и маломобильных граждан. Москвичи наконец увидят отреставрированный зал, фойе, мраморные лестницы, а также смогут посетить два современных буфета. После окончания ремонтно-реставрационных работ сцена театра будет оснащена высокотехнологичным световым и звуковым оборудованием. Театр эстрады получит возможность проводить мероприятия любой сложности. Сейчас мы с руководителем Геннадием Хазановым обсуждаем репертуар. Не могу раскрыть все секреты, но замечу, планируем спектакли с его участием, концерты и даже мюзиклы», — резюмирует заместитель руководителя Театра эстрады Карина Захарова.