Утвержден предмет охраны ансамбля усадьбы Гагарина

Эксперты обозначили архитектурную ценность исторической усадьбы князя Гагарина на Поварской. Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны для этого памятника архитектуры. Речь идет о главном доме усадьбы, манеже и ковано-сварной ограде с копьевидными окончаниями и двумя воротами (адрес: Поварская улица, дом 23, строение 4, дом 25а, строение 1). Комплекс относится к архитектурному стилю ампир, он был построен в первой трети XIX века для князя Сергея Сергеевича Гагарина. Долгое время строительство дома приписывалось архитектору Осипу Бове, но в 1975 году, когда проводилась первая научная реставрация усадьбы, было установлено авторство Доменико Жилярди. В отделке особняка принимали участие скульпторы Гавриил Замараев, Иван Витали, Сантин Кампиони.

Усадьба имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Любые реставрационные работы должны проводиться там только под контролем столичного Департамента культурного наследия и в соответствии с утвержденным предметом охраны. В этот документ включили все элементы декора, внутреннего убранства, а также планировку зданий и материалы, которые использовались при их строительстве и отделке.

«Усадьба Гагарина на Поварской улице — прекрасный образец сохранившегося исторического ансамбля XIX века. Главный дом, где сейчас находится Институт мировой литературы, был построен в 1820-х годах по проекту выдающегося архитектора Доменико Жилярди. Это здание действительно является украшением района. Кроме того, сохранились исторический манеж и ограда. Они также представляют собой неотъемлемую часть старинной застройки этого места. Мосгорнаследие утвердило предмет охраны всего комплекса. В документ вошли все уникальные детали памятников», — прокомментировал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Главный дом усадьбы Гагарина имеет два этажа, подвал и антресоли. Это каменное здание с богатым лепным декором на центральном фасаде. Покрытие стен дома на уровне первого и второго этажей отличается друг от друга. Внизу применяли особую штукатурку руст, которая имитирует выпуклую каменную кладку. А верхний этаж оштукатурили гладко. Оконные проемы первого этажа украшают белые львиные маски. Это декор авторства скульптора Гавриила Замараева. Доменико Жилярди неоднократно использовал его работы в своих проектах. В частности, похожие маски Жилярди впервые опробовал при украшении фасада здания Московского университета на Моховой улице.

Боковые фасады дома лишены украшений. Полукруглые выступы дворового фасада соединены балконом с металлической решеткой.

Планировка дома оригинальна. Центральное место в особняке занимает парадная лестница, а над нею можно увидеть окно в потолке, или так называемый световой фонарь. К лестнице ведет вестибюль с низкими дорическими колоннами. Входы в парадные помещения дома окружают лестницу, они выполнены в виде арок.

Лишь в западной части дома находится несколько небольших жилых комнат, над которыми устроен антресольный этаж с изящной деревянной лестницей. Во многих помещениях сводчатые потолки и богатый лепной декор. Особо стоит отметить, что потолочные своды главной спальни расписаны в технике гризайль, передающей разные градации одного цвета. В кабинете сохранились отделенный колоннами эркер (объемное окно, выступающее вперед от плоскости фасада) и мраморный резной камин. В настоящее время в здании размещается Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН и Музей-квартира А.М. Горького.

Манеж усадьбы Гагарина представляет собой двухэтажную каменную постройку с полуциркульными окнами, прямоугольными и полуарочными нишами, а также белым лепным декором. В 1989 году здание манежа, пострадавшее от пожара, было передано Институту мировой литературы имени А.М. Горького. В 1994 году в нем началась масштабная реставрация и реконструкция. К моменту начала работ от исторического строения сохранился лишь кирпичный остов с двускатной кровлей. В 1995 году зданию манежа был возвращен исторический облик. Сейчас в нем располагается банк.

Князь Сергей Сергеевич Гагарин (1795–1852) был обер-гофмейстером и заведующим императорскими театрами с 1829 по 1833 год. Он приложил много труда для приведения в порядок театрального дела: ввел поспектакльную плату вместо абонементов, преобразовал театральное училище, открыл в 1831 году Александринский театр.

После отставки в 1833 году с поста князь продал свою московскую усадьбу в счет долгов. Владение часто переходило к разным хозяевам, пока его не перекупило управление Московского конного завода. Манеж снаружи дополнили деревянными конюшнями, которые заняли большую часть усадебного парка. В здании манежа проходили выставки-продажи лошадей. А в главном доме размещались квартиры служащих. В одной из них в 1875 году поселился управляющий императорскими конными заводами в Туле и Москве генерал-майор Леонид Гартунг с супругой Марией Александровной — старшей дочерью Александра Пушкина.

После революции в бывшем господском доме в разное время располагались Первые московские пулеметные курсы РККА, Институт красной профессуры, конная база Совнаркома и Интернациональная ленинская школа. А в 1930-е годы в усадьбе размещалось Кавалерийское училище имени Семена Буденного, занятия которого (не являясь курсантами) посещали Василий Сталин и сыновья Анастаса Микояна.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы