«Нераскрытый Серый Петербург»

Вышла в свет четвертая книга команды MLA+ в одноименном цикле, посвященном исследованию нераскрытых потенциалов Санкт-Петерубрга. 

«Нераскрытый Серый Петербург» – это четвертая книга команды MLA+ в одноименном цикле, посвященном исследованию нераскрытых потенциалов культурной столицы. Первая книга была посвящена морфологии застройки и способам рационального уплотнения для интенсификации использования городских застроенных территорий. Вторая – водным ресурсам города: популярный Петербург в граните; непопулярный – в его естественных берегах и зарослях малых рек. Третья посвящена природе в городе; экосистемным услугам и поиску способов увеличить биоразнообразие и экологическую обстановку в крупнейшем городе.

Наконец, четвертая книга об индустриальном и постиндустриальном поясе города, который опоясывает исторический центр и разделяет два полюса города: Петербург и Ленинград. Два города, разные смыслы, разные образы и потенциалы; но что такое Серый пояс между ними? Что такое «Третий Петербург?»

 

Город – это место, где живут, останавливаются, встречаются, общаются разные люди; где происходят разные процессы и взаимодействия между социальными стратами, которые являются представителями определенных отраслей экономики. Здоровый цикл экономического развития завязан на взаимном дополнении разных секторов экономики. Именно поэтому в жилых зонах кроме жилья есть также офисы, университеты и школы, развлекательные объекты и сервисы. Кроме них здесь же встречаются мелкие производства, мастерские, предприятия бытового обслуживания и прочие «грязные отрасли». Сегодня все идет к тому, что мы пытаемся отказаться от них или вынести на периферию. Однако именно с помощью создания условий для взаимного сосуществования кардинально разных отраслей, мы сможем более прочно закрепить их диверсификацию в городе. Мы сможем построить предприимчивый и солидарный город, в котором экономика знаний, производства и услуг работают вместе и поддерживают друг друга, способствую новым открытиям, возникновению коллабораций и новых отраслей.

В юридическом смысле ткань города состоит из многочисленных земельных участков, каждый из которых имеет собственников и арендаторов. Преобразование таких территорий, как Серый пояс, сложно, ведь они разделены между крупными и мелкими предпринимателями; крупными заводами с богатой историей и оставшимися с индустриальной эпохи полузаброшенными фабриками. Многочисленные собственники уже после распада СССР и краха плановой экономики приватизировали большую часть государственного имущества.

Из-за высокой скорости изменений и несовершенства законодательной базы в это время возникла практика получения земельных участков под строительство в обход системы городского планирования, на основании постановлений местных властей.

 Как Серый Пояс становился серым? – «Нераскрытый Серый Петербург», стр. 40

Эти факторы привели к бессистемному развитию «Серых поясов» в России. В последние годы крупные города России переживают рост населения и связанный с этим «строительный бум». В результате российские города развиваются преимущественно экстенсивно, и имеют свою специфику – строительство жилых районов высокой плотности на окраинах.

На первый взгляд, именно строительство жилья на окраинах является самым выгодным девелоперским решением. Из-за практически полного отсутствия градостроительных ограничений, отсутствия надобности переселять жителей старого фонда, что-то сносить или реконструировать, такие проекты реализуются в максимально короткие сроки и быстро приносят прибыль.

Однако успех таких проектов длится недолго. Когда освоение окраин начинается с заселения новостроек, а не с создания разветвленной системы транспортной инфраструктуры, объектов социальной значимости, общественных пространств; такие районы не становятся полноценными и сильно завязаны на отношениях с диверсифицированной и богатой функциями средой центра. Маятниковые миграции, маргинализация общественных пространств, отсутствие новых рабочих мест в районах на окраинах не дает им пути к самоорганизации и развитию.

При этом у города есть потенциал во внутренних территориях, чтобы не только улучшить качество городской жизни, но и покрыть необходимость в строительстве как жилья, так и объектов производства, общественно-делового назначения и транспортного обслуживания.

Серый пояс на сегодняшний день занимает 15 тыс. га городской земли, при этом используется на 30 – 40%. Плотность застройки здесь гораздо более разрежена, а количество незастроенных территорий превосходит уже застроенную периферию на 20%. Огромный потенциал внутренних территорий Серого пояса не только в свободных пространствах, но и в специфике его функционирования. Несмотря на тенденцию к выносу предприятий за город, Серый пояс все еще производственный: около 60% «серых» зон – это действующие производства.

Речь идет не о сталелитейной промышленности. В настоящее время существуют различные профили рабочих мест в производственной экономике, которым требуется место в городе. Традиционное производство мотоциклов по индивидуальному заказу, фабрики и крафтовые пивоварни; — все это, безусловно, приветствуется в городе, но на этом все не заканчивается. Есть также «нормальные» профессии, которым следует предоставить место, например, ремонт автомобилей, поставщики строительных материалов или сантехники.

Нужно дорожить существующими объемами построек в Сером поясе и структурами. Несмотря на то, что они иногда бесполезны в качестве зданий, оставшиеся рабочие помещения и сооружения в городе формируют стимулирующую и доступную среду для новых инициатив и стартапов. Стратегически выбирая сохранение и повторное использование, мы можем усилить городскую и экономическую динамику.

 Как продуктивность зависит от разнообразия? – «Нераскрытый Серый Петербург», стр. 53

Говоря о поддержании разнообразия отраслей экономики, форм собственности и функционального наполнения, мы делаем лучше не только «городу» как некой системе, которая развивается и меняется по собственными правилам. Все-таки главными выгодополучателями становятся собственники территорий, которые находясь в эпицентре событий, привлекают посетителей, арендаторов и инвесторов. Задачей собственника в таком случае является не только поиск выгодных предложений и стартапов на территории, но и поддержание ее пространственного разнообразия, визуального впечатления и средовых особенностей. Промышленные территории – это идентичный культурный и исторический слой города, который неизбежно оставляет след в бытовом сознании населения. Сегодня город знает множество успешных девелоперских проектов, в которых опыт создания экономически выгодного пространства сочетается с опытом создания удачного градостроительного и архитектурного решения. Это связно с ценностным подходом к территории, когда существующий контекст и ценности территории определяют ее пространственных изменения.

В книге рассмотрены пять различных моделей развития территорий, которые во многом являются противоположными, но направлены на одну цель: дать различным территориям Серого пояса возможность жить и развиваться вне зависимости от решений города в Генеральном плане. Адаптивность территории заключается в ее гибкости к изменениям в экономике и актуальных тенденциях; желаний собственников, арендаторов или клиентов.

На тестовых площадках принципиально разные виды собственности, которые подразумевают разные механизмы взаимодействия с городом, населением, другими собственниками и самой территорией. Разный масштаб необходимых инвестиций, необходимых решений и перспектив должен учитываться при любой попытке начать воздействовать на территорию. Мы не можем предугадать, окажется ли тот или иной проект успешным, и как долго он продержится; но мы точно можно рационально использовать земельный ресурс и те ценности, которые уже есть на территории.




 


 Эта книга «…о поиске новых подходов к развитию промышленных территорий, о том, что каждая из территорий уникальна, и что к этим территориям нужен свой собственный подход… хочется больше раскрыть эту тему: сказать, что можно развивать территорию без глобальных концепций и привлечения больших денежных средств, что нашими усилиями и нашей верой мы можем дать новую жизнь Серому поясу», - рассказывает Анастасия Курочкина, архитектор MLA+ и организатор PromLab. Выпускник «АрхитекторыРФ» 19/20

 

Более подробно о своей книге MLA+ расскажет в серии статей специально для Redeveloper.ru.