Кордуанский маяк стал памятником всемирного наследия

Кордуанский маяк, построенный на рубеже XVI и XVII веков на французском побережье Атлантики, – это самый старый действующий маяк Европы и десятый в мире среди самых высоких морских сооружений сигнальной системы. За красоту и изящество архитектуры его называют «королем маяков». А с 1862 года, когда французские власти включили Кордуан в национальный реестр исторических памятников, его также стали называть «морским Версалем» и «морским собором Нотрдам де Пари». 24 июля 2021 года Кордуанский маяк был внесен в список объектов всемирного наследия по решению 44-й сессии Комитета ЮНЕСКО.

Кордуанский маяк расположен в семи километрах от побережья Атлантики на мелководном скалистом плато в устье Жиронды – судоходного лимана на слиянии рек Гаронна и Дордони на юго-западе Франции. Его спроектировал и построил в 1584—1611 годах из блоков белого известняка инженер Луи де Фуа. Маяк в устье Жиронды, одном из самых неспокойных и опасных для мореплавателей мест вблизи французского побережья Атлантики, служил начиная с 1612 года. В конце XVIII века его реконструировал инженер Жозеф Теулер.

«Шедевр морской сигнальной системы, монументальная башня Кордуана украшена пилястрами, модиллионами колонн и горгульями. Маяк воплощает великие этапы архитектурной и технологической истории сигнальных сооружений и был построен с целью продолжения традиции знаменитых маяков древности, иллюстрируя искусство строительства маяков в период обновленной навигации, когда они играли важную роль в качестве территориальных маркеров и инструментов безопасности, - подчеркивается в релизе Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты организации также отметили, что увеличение высоты башни маяка в конце XVIII века и изменения в его световой камере свидетельствуют о прогрессе науки и техники того периода. А архитектурные формы Кордуанского маяка вдохновлены образцами древних создателей подобных сооружений, а также маньеризмом эпохи Возрождения и особым архитектурным языком французской инженерной школы École des Ponts et Chaussées.

Стоит также добавить, что, по данным исторических источников, небольшие факельные маяки в устье Жиронды были известны по меньшей мере с 880 года. Но первое капитальное сооружение высотой 15 метров было построено в XIV веке по инициативе Эдуарда Вудстока, или «Черного принца» - старшего сына короля Англии Эдуарда III. На тот период французская область Гиень (Guyenne), в древности известная как Аквитания, была английской провинцией. На верхней платформе башни разводили костры, за которыми следили смотрители. Также известно, что с проходивших вдоль побережья судов взималась пошлина за услуги маяка в размере двух гроутов (англ. groat — британская монета в 4 пенса, регулярная чеканка которой началась при Эдуарде III).

Таким образом, плату за проезд кораблей в районе скалистого мелководья Жиронды - одном из самых рискованных мест на юго-западном европейском побережье Атлантики, считают первым в истории мореплавания сбором за маяк. Уже во второй половине XVI века маячная башня Черного принца стала разрушаться и для кораблей в этом районе вновь появились риски крушений. Так возникла необходимость в новом маяке, к строительству которого в 1584 году приступил французский инженер Луи де Фуа.

С 2010 года управление и охрана участка мореплавания в районе Кордуанского маяка, а с 2021 года – и памятника всемирного наследия ЮНЕСКО, обеспечивается Объединенным союзом по устойчивому развитию лимана Жиронды.

Источник: «Главгосэкспертиза России»
Фото: © DRAC Nouvelle-Aquitaine Author: Gilles Vilquin/UNESCO World Heritage Centre