Фасад дома Кальмеера отреставрируют

В 2021 году отреставрируют фасад исторического дома на Поварской улице (дом 20). За три года до революции, в 1914-м, его построили на средства известного столичного адвоката — сына богатого иркутского купца Иосифа Кальмеера. Он мечтал, чтобы там жили знаменитые художники и поэты. Свой дом искусства Кальмеер доверил построить одной из ярчайших звезд московской архитектуры того времени — Валентину Дубовскому. Зодчий спроектировал элегантный шестиэтажный дом в неоклассическом стиле.

На первый и второй этажи здания нанесена мощная рустовка — облицовка крупным камнем. Несколько полуколонн поддерживают крупный антаблемент (украшенные горизонтальные перекрытия). Двухколонный портик-лоджия в центральной части увенчан нишей-раковиной. Симметрично центральному входу тянутся эркеры со второго по пятый этаж. Над окнами шестого этажа расположены скульптурные композиции.

Художник-декоратор Игнатий Нивинский расписал кессонированные потолки причудливым неповторяющимся орнаментом. По эскизам и при непосредственном участии мастера оформлены пышная парадная и все интерьеры с мраморными колоннами и лепниной. Дом искусства стал торжеством буйства эклектики, соединяя греческую античность, Древний Египет и европейское Средневековье.

В 1918 году хозяина дома, Иосифа Кальмеера, арестовали и расстреляли. Здание национализировали. Большие квартиры превратились в коммуналки для пролетариев. Новые жильцы к буржуазным интерьерам относились с презрением: росписи закрашивали, лепнину сбивали. Значительная часть первоначальных интерьеров безвозвратно утеряна. Уцелевшие — в парадной и в нескольких квартирах — были восстановлены и отреставрированы уже после признания дома объектом культурного наследия.

Даже в советскую эпоху здание сохраняло связь с искусством. После революции полуподвальный цокольный этаж заняли мастерские Театра Московского губернского совета профсоюзов. В 1938-м они стали основой Театра имени Моссовета. Спустя 50 лет тот же полуподвал заняла «Школа драматического искусства» режиссера Анатолия Васильева. Вскоре театр расширился за счет нескольких квартир, добавил вторую сцену и почти 20 лет показывал свои спектакли. «Бесов» ставили в коридорах и комнатах пустующей квартиры с шести утра до глубокой ночи.

Уже более 40 лет в здании находится мастерская театрального художника Бориса Мессерера — автора сценографий ко многим спектаклям в Большом театре, «Современнике», МХАТе.

В дом на Поварской приезжали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Федерико Феллини. Примечательно, что учитель Мессерера — Александр Дейнека — учился у Игнатия Нивинского, который декорировал интерьер еще до революции.

Жена Бориса Мессерера, поэтесса Белла Ахмадулина, посвятила этому дому стихи:

Был дом на Поварской (теперь зовут иначе)…

День-деньской, ночь напролет я влюблена была —

В кого? Во что?

В тот дом на Поварской…

В этом доме жил актер и режиссер Александр Кайдановский. Здесь он снимал сцены для своего режиссерского дебюта — фильма «Сад». Здесь же провел последние 13 лет своей жизни.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы