Открытый международный конкурс на разработку архитектурного облика двух станций Московского метрополитена – «Остров мечты» и «Загорье» Бирюлевской линии

17 марта 2022 — 28 апреля 2022
Открытый международный конкурс на разработку архитектурного облика двух станций Московского метрополитена – «Остров мечты» и «Загорье» Бирюлевской линии
Архитектурный облик двух новых станций московского метрополитена выберут в рамках открытого международного конкурса

17 марта 2022 года стартовал Открытый международный конкурс на разработку архитектурного облика двух станций Московского метрополитена – «Остров мечты» и «Загорье» Бирюлевской линии. Основной целью Конкурса является поиск оптимального дизайнерского и архитектурно-художественного решения интерьеров пассажирских зон и входных павильонов станций. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 28 апреля 2022 года.

Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы и главного архитектора Сергея Кузнецова. Организатор конкурса — Группа компаний «Мосинжпроект», которая является генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству новых линий и станций столичной подземки. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».

Качество и реализуемость проектов оценит профессиональное жюри под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва. В состав жюри также вошли главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также ведущие российские и зарубежные специалисты в сфере архитектуры, дизайна и городского планирования.

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв отметил, что Бирюлевская линия – один из важнейших транспортных проектов столицы, благодаря реализации которого подземка придет в еще не охваченные сетью метрополитена районы Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное. «Новая ветка позволит улучшить транспортное обслуживание юга столицы, включая активно развивающиеся территории ЗИЛ и Нагатинский Затон, а также строящиеся кварталы реновации. Разгрузятся центральные участки Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий, снизится интенсивность движения автотранспорта и улучшится экологическая ситуация в районах, – сказал Андрей Бочкарёв. – При этом, развивая сеть метрополитена, мы придерживаемся традиции столичного метростроения и создаем индивидуальные по своему облику станции».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, заместитель председателя жюри сообщил, что под патронажем Москомархитектуры с 2012 года уже проведено свыше ста конкурсов, в том числе, по метро. В любое время, при любых обстоятельствах наша первостепенная задача – делать качественную архитектуру, и конкурсы в данном случае являются универсальным инструментом. Столичный метрополитен напрямую отражает текущую эпоху, и именно в переломные моменты истории появляются не просто шедевры, а зарождаются новые направления в искусстве, культуре. Для людей творческих, коими безусловно являются архитекторы, это бесценный опыт и возможность. Подчеркну, что мы открыты для работы с международными командами.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов уточнил, что «Мосинжпроект» организует открытый конкурс на разработку архитектурного облика станций метро уже в шестой раз. «По результатам предыдущих конкурсов, проводимых с 2014 года, был определен уникальный дизайн 11 станций столичного метро. Четыре из них уже принимают пассажиров. Это открытые в 2018 году станции «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевской ветки и станции «Мнёвники» и «Терехово» Большой кольцевой линии метро, введенные в эксплуатацию в 2021 году. До конца года планируется завершить строительство еще нескольких конкурсных станций на Большой кольцевой линии», - рассказал Юрий Кравцов. Он отметил, что возведение Бирюлевской линии метро, новой радиальной ветки московского метро длиной 21 км с 10 станциями – это еще один значимый проект для транспортной инфраструктуры столицы. «При ее строительстве планируется применять современные строительные материалы и мощное оборудование, в частности тоннелепроходческие комплексы диаметром 10 метров. Будут решаться задачи по увязке проектных решений с действующей городской средой, использоваться цифровые технологии», - заключил Юрий Кравцов.

Практика проведения профессиональных конкурсов на разработку архитектурно-художественного облика станций метро возобновилась в Москве в 2014 году по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина.

Принять участие в Международном конкурсе на разработку архитектурного облика двух станций Московского метрополитена могут российские и зарубежные архитектурные бюро (при наличии российского представительства или в консорциуме с российским партнером), способные привлечь в свою команду дизайнеров, инженеров, проектировщиков, специалистов в области экономики и финансового моделирования.

Для участия необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса https://design-metro.ru/ до 28 апреля и на первом, отборочном, этапе представить портфолио релевантных проектов и эссе с описанием ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций.

Предложенные концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с актуальным градостроительным и культурно-историческим контекстом района расположения, соответствовать духу времени, быть технологичными, адаптированными для передвижения всех категорий населения, а также удобными с точки зрения навигации.

В августе Жюри определит проекты, которые и будут впоследствии реализованы.

О конкурсных объектах

«Остров мечты» – пересадочная станция с существующей станцией «Технопарк» Замоскворецкой линии метрополитена с обустройством надземного перехода с применением траволаторов, с двумя вестибюлями и выходами к проспекту Андропова и парку развлечений «Остров Мечты», к существующей и проектируемой жилой, деловой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного городского пассажирского транспорта. Станционный комплекс будет располагаться на участке линии метро мелкого заложения. По проекту к станции подходит два однопутных тоннеля, в результате чего станция спроектирована с одной островной посадочной платформой. В связи с глубиной расположения подходных тоннелей основной объем станции с одним вестибюлем является подземным. Второй вестибюль наземный. В подземном пространстве будут расположены пешеходный переход, один вестибюль, пассажирская платформа. На земле будут размещаться второй вестибюль с надземным переходом (мостом) на станцию «Технопарк», лестничные и лифтовые спуски с павильонами над ними, а также вентиляционные киоски.

«Загорье» – проектируемая станция расположена вдоль Липецкой улицы. У станции появятся два вестибюля – южный с выходами, где восточная часть Лебедянской улицы примыкает к Липецкой, и северный. Оба вестибюля будут иметь выходы на Липецкую улицу. К ней примыкает природно-исторический парк «Царицыно». Станционный комплекс будет располагаться на участке линии метро мелкого заложения. По проекту к станции подходит один двухпутных тоннель, в результате чего станция спроектирована с двумя береговыми посадочными платформами. В связи с глубиной расположения подходных тоннелей весь объём станции является подземным. В подземном пространстве будут расположены пешеходные переходы, вестибюли, пассажирская платформа. На поверхность будут выходить только пассажирские лестничные и лифтовые вентиляционные киоски.