Московский Дворец Молодежи включат в общегородской культурный кластер

Московский Дворец Молодежи включат в общегородской культурный кластер

Проект Московского дворца молодежи, разработанный бюро WALL, — хороший пример того, как можно сохранить наследие позднего советского модернизма, наполнить здание новыми смыслами, не потеряв при этом экономической и культурной рентабельности. По мнению партнера бюро Рубена Аракеляна, МДМ обладает необходимым потенциалом, чтобы стать значимой культурной локацией.

- Расскажите, чего хотел собственник, и какие задачи вышли в проекте на первый план? 

- Главный вопрос, который был у заказчика: «Почему к нам никто не ходит? Почему все ходят на «Стрелку», в Парк Горького, Garage». Во-вторых, чтобы реконструкция была экономически выгодной, ведь АО «МДМ» зарабатывает деньги, сдавая в аренду помещения, и разорвать все контракты разом не представлялось возможным. Кроме того, собственник хотел увеличить объем площадей, и мы нашли приемлемое решение, как это можно сделать, не затрагивая само здание. 

Было очевидно, что здание нуждается в тотальном ребрендинге. То, что там происходит сейчас, - это абсолютно отсутствие какой-то идеологии в плане жизни здания, и в плане подбора операторов. Под понятие «культура» попадает все, на что хватает фантазии – от стриптиз-бара до «Макдональдса». Наш проект выстраивает новую идеологию, поэтапно вводит решения, которые помогут превратить МДМ в значимую культурную локацию. 

- Как вы предлагаете действовать? 

- Для начала полностью «открыть» городу как само здание, так и площадь перед ним, а для этого необходимо убрать парковку и перестроить стилобат. МДМ был построен в советское время и рассчитан на совершенно другой менталитет, на другой образ жизни и экономику. Кроме того, в 90-е годы здание обросло рекламой и забором со стороны парка. Эти лестницы и забор фактически отрезают его от улицы, образуя мертвую зону. Мы предлагаем уйти от монументальности в сторону эффективности, и задействовать по максимуму ресурсы стилобатной части – разобрать лестницы, а в освободившихся нишах разместить творческие мастерские и рестораны, магазины искусств. То есть, мы тем самым создаем новый городской фронт со стороны Комсомольского проспекта на уровне человека, ему не нужно подниматься наверх, чтобы получить какие-то сервисы. На главном фасаде сохранятся только два блока ступенек, а на северном – все, поскольку там расположен выход из метро. 

Между МДМ и парком усадьбы Трубецких будет построено небольшое узкое здание «Галереи», куда мы вынесли часть коммерческих и культурных функций, однако, основная наша идея заключается в том, чтобы сделать улицу искусств, которая свяжет Комсомольский проспект с парком. «Галерея» будет располагаться на расстоянии примерно 12 метров от МДМ, на первых этажах разместятся различные городские сервисы, а выше – мастерские и выставочные пространства, коворкинги и так далее. И вот эту образовавшуюся улицу мы назвали «АРТбат». 

- Конструктив здания меняется? 

- Не меняется вообще. Для меня это ценный пример модернизма, и несмотря на то, что МДМ не имеет особого охранного статуса, я считаю правильным его сохранить. Мы ничего вплотную к зданию не приращиваем, а фактическую площадь увеличиваем примерно на 10 тыс. кв.м за счет стилобатной части и за счет «Галереи». Кроме того, мы увидели, что есть гигантские ресурсы в кровле, которую мы тоже задействуем. И мы предложили нашу идею, как собственно говоря, из всех минусов сделать плюсы, как сделать так, чтобы реконструкция была не только эффективной, но и экономически выгодной для собственника. Но внешний облик, конструктив – все это реставрируется и сохраняется. Например, мы сняли всю рекламы со здания, и обнажилась красивая мозаика на фризе. 

- А вообще, в каком состоянии здание? 

- Это известняк, его надо реставрировать. Сейчас собственник может только снять рекламу, потому что реставрация фасада – это шум и грязь, у них аренда вся встанет. Они первый этаж сдадут в аренду уже обновленный в этом году. На эту финансовую прослойку будут делать галерею – второй этап, получат финансовую подушку и будут делать третий этап – реконструкцию самого здания. 

- Как трансформируется МДМ изнутри? 

- Внутренние площади мы оптимизируем, частично возвращаем планировку советского периода, чтобы вновь было единое общественное пространство. Если вы были в МДМ, то знаете, что сейчас все здание поделено перегородками без какой-либо структуры. По нашей задумке, в интерьере появится несколько тематических зон, например, в фойе, где находится банкетный зал, расположится деревянная агора – итальянская площадь с амфитеатром. Также мы хотим убрать огромную люстру, которая закрывает световой фонарь на кровле и мешает дневному свету попадать в фойе. Один из вариантов – расположить там поворачивающийся механизм в виде линзы, которая могла бы делать это пространство темным или светлым, в зависимости от задач. 

По желанию жителей мы оставили спортивную функцию, усилили культурную составляющую, сделали много выставочных пространств, чтобы любой человек мог зайти в здание без билета, спокойно погулять по нему, выйти на кровлю посмотреть на город, спуститься вниз и выйти в парк. Сейчас здание закрыто, работает только по периметру, а мы решили пустить людей вовнутрь, сделать его прозрачным. Кроме того, важно было включить здание в современный контекст, в повестку культурного кластера, который начинается от «Зарядья» и «Лужников». 

- В МДМ в основном ходят на мюзиклы. Изменится ли театральная площадка в техническом плане? 

- У концертного зала есть свой оператор, и в принципе это современная, хорошо оборудованная площадка. До нас его делали голландцы – проводили оптимизацию структуры и технологий, так что собственник пока не планирует его менять. 

- Когда планируете приступать к работам? 

- Все работы поделены на три этапа. Это связано с тем, что в здании есть арендаторы, и с ними не могут резко разорвать контракт. Первая часть – это работа со стилобатной частью. Уже в этом году начнется реализация. Сейчас они только могут снять рекламу, потому что реставрация фасада – это шум и грязь, у них аренда вся встанет. На втором этапе появится «Галерея». Это будущий год. А третий этап – само здание. Через два года. 

Источник: «Архсовет Москвы», изображения: WALL