Архитектор, опередивший время - Константин Степанович Мельников

Архитектор, опередивший время - Константин Степанович Мельников

«В наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало…, - писал К. Мельников, - Что касается меня, я знал другое, и это другое - не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет».

Константин Степнович Мельников - советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923-1933 годах. Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм» и нарушение градостроительных норм, существовавших в первой половине XX века. Опередивший свое время, архитектор, по сути, был отлучён от профессии, а последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом.

Родился Константин Мельников 3 августа 1890 года в небольшом селе под Москвой. Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, К. С. Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье - в мировом списке.

В год 130-летия со дня рождения архитектурного гения предлагаем вспомнить его творения.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Одним из самых известных творений зодчего, а по мнению некоторых исследователей наследия К. С. Мельникова - жемчужиной его творчества и шедевром русской архитектуры, является построенный им в 1927-1929 годах для себя и своей семьи дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, 10. Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы - уникальный для советского времени пример такого рода постройки.

Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, врезанных друг в друга на треть радиуса, напоминающих в плане цифру «8». Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная форма. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок.

Павильон «Махорка»

Деревянный павильон «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Мельникова в новаторском духе. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор - всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.

При проектировании «Махорки» Мельников применил принципиально новый подход к художественному образу выставочного павильона, который был затем развит в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года. Павильон оказался одним из самых первых примеров подлинного обновления языка архитектуры, тем более знаменательного, что постройка была выполнена в традиционнейшем и, казалось бы, уже не поддающемся какому-либо новому осмыслению материале, - в дереве.

В «Махорке» наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века и которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве.

Клуб фарфорового завода в Дулево

Клуб построен для работников Дулевской фарфоровой фабрики имени газеты «Правда» (ныне - Дулевский фарфоровый завод) и известен также как «Клуб фарфористов». Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.

Торжественное открытие клуба состоялось 24 января 1930 года. Построенный клуб имел полукруглый зрительный зал со сценой и бельэтажем, помещения для клубной работы, библиотеку. «Щупальцами в прекрасный бор» - так сам К. С. Мельников характеризовал архитектурную композицию клуба.

В настоящее время здание ДК стоит на балансе Дулевского фарфорового завода. В клубе находится библиотека с читальным залом, спортивный зал, хореографический класс, комнаты для кружков художественной самодеятельности и занятий клубов по интересам.

Клуб «Каучук» в Хамовниках

Объект культурного наследия регионального значения «Клуб завода «Каучук» построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.

Клуб составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. Боковые прямоугольные корпуса примыкают по Плющихе и 2-му Труженикову переулку. Здание клуба является всемирно известным памятником архитектуры советского архитектурного авангарда.

Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе на Бережковской набережной

Построен для Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе, отсюда часто встречается второе название здания «Клуб Дорхимзавода». Театральный зал клуба имеет три уровня. Он понижается уступами в сторону сцены, при этом верхние ярусы не нависают над нижними. По проекту Мельникова была предусмотрена возможность увеличивать вместимость зала за счёт расположенного над бельэтажем клубного помещения. Для этого вертикальная стенка (уступ между уровнем пола в партере и бельэтаже) должна была раздвигаться, и дополнительная часть зрителей получала возможность смотреть кинофильм ниже уровня партера основного зала. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом. До постройки на Бережковской набережной новых зданий фасад клуба им. М. В. Фрунзе выходил на Новодевичий монастырь. В 1995-2004 годах здесь был знаменитый рок-клуб Tabula Rasa. В 1999 году постановлением правительства Москвы были утверждены охранные зоны памятников Московской Окружной железной дороги. Среди 65 выявленных памятников архитектуры только клуб имени Фрунзе получил региональный статус.

В 2009 году завершилась научная реставрация клуба. Был восстановлен исторический облик главного зала, внешний вид здания, обновлена осветительная система.

На 2018 год в здании размещаются оптовый магазин тканей, ателье мягкой мебели и магазин одежды для фитнеса

Дворец культуры им. И. В. Русакова

Дом культуры им. И. В. Русакова (изначально - клуб Русакова Союза Коммунальников) - здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве. Было построено в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Мельникова. Является объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры.

Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. В 1999г. Дом культуры им. Русакова включен в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 руб.

В 2012 году Департамент культуры Москвы объявил конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ здания, которое к тому времени находилось в аварийном состоянии. В 2015 году реставрация дома культуры была завершена. В здании работает Театр Романа Виктюка.

Клуб «Буревестник» в Сокольниках

Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. для обувной фабрики «Буревестник».

Небольшой клуб расположен на длинном и узком участке земли. Он состоит из длинного прямоугольного корпуса со зрительным залом на 700 мест и застеклённой башни с небольшими залами для различных культурных мероприятий. В 2002 году здание клуба было передано спортивно-оздоровительному комплексу «Татами-клуб» и было отреставрировано на его средства. Несмотря на несколько спорных решений (подверглась переделке уникальная система вентиляции; зрительный зал второго этажа превращен в дискотеку; увеличена высота окон в фойе) внешний облик и общий дух мельниковской постройки сохранён. В настоящее время здание выкуплено Фондом содействия сохранению русского наследия «Русский авангард». В планах фонда - создание на базе клуба «Буревестник» Международного центра архитектуры (МЦА).

Клуб фабрики «Свобода»

Клуб фабрики «Свобода» построен в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода». Расположен по адресу: Вятская ул., д. 41А.

В послевоенное время клуб стал известен как дом культуры работников торговли им. М. Горького (ДК им. Горького). В 2004-2006 годах здание клуба было отреставрировано коллективом архитекторов-реставраторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) под руководством Е. И. Толстопятенко, при участии архитекторов А. А. Верещагина, И. Б. Синицыной, инженера Е. В. Боровиковой, инженеров-технологов Арифулиной М. А., Первых Л. И. За осуществление этого проекта коллектив архитекторов получил золотой диплом Смотра лучших архитектурных произведений 2004-2006 годов. В настоящее время в клубе проводятся занятия ансамбля русского танца «Умелицы» и танцевальной группы «Каскад», мероприятия Профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы.

Бахметьевский гараж

Здание гаража спроектировано двумя выдающимися архитекторами Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г. и расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а.

В 1926 году Мельников заинтересовался схемой движения автомобилей при парковании и в результате выдвинул предложение о «прямоточной системе» паркования, при которой резко сокращались помехи и передвижения автомобилей при занятии и покидании парковочного места. В соответствии с этой системой К. С. Мельников спроектировал здание гаража на Бахметьевской улице, имеющее в плане форму параллелограмма, с четырьмя по-разному решёнными фасадами - в связи с различием их функций. Разработанная Мельниковым система позволила разместить в гараже на Бахметьевской улице 104 больших автобуса марки «Лейланд», сэкономить пространство и получить существенные эксплуатационные преимущества: при установке на место и выезде автобусов избегалась обычная в других типах гаражей необходимость маневрирования и движения задним ходом. Внутри гаража отсутствуют перегородки - здание выполнено по типу крытого манежа. Металлические конструкции безопорного перекрытия пространства площадью 8500 квадратных метров разработал знаменитый русский инженер Владимир Шухов.

Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению - там располагался автобусный парк. В начале 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. В 2008г. на территории парка открылся культурный центр «Гараж», после переезда которого в парк Горького здесь сейчас действует Еврейский музей и Центр толерантности.

Гараж на Новорязанской улице

В этом проекте в 1926-1929гг. Константин Мельников также сотрудничал с Владимиром Шуховым, который разработал металлические конструкции перекрытий гаража. Здание расположено на Новорязанской улице, д. 27, и является памятником архитектуры регионального значения. В плане оно напоминает подкову.

Гараж в плане имеет необычную форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за треугольной формы выделенного под застройку участка. Причём разработанная им подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража. На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные торцевые фасады подковообразного здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально, прямоугольными окнами, расположенными по бокам и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре. Согласно проекту в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд (на сегодняшний день остались одни ворота, остальные заложены стеклоблочной кладкой). Металлические конструкции перекрытий, как и для Бахметьевского гаража, разработал В. Г. Шухов. 

Гараж «Интуриста» на Сущевском валу

Гараж построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. по адресу Сущевский Вал, д. 33. Здание признано памятником архитектуры регионального значения. На фасаде хорошо видны любимые простые геометрические фигуры Мельникова.

Фасад гаража был трактован архитектором как экран, в центре которого (в специальной круглой «витрине») непрерывно мелькают проезжающие по внутреннему спиральному пандусу автомобили. Проект К. С. Мельникова был осуществлён в 1934 году лишь частично - правая сторона фасада здания с круглым окном. Левая пятиэтажная часть главного фасада гаража уже без участия Мельникова была решена в неоклассическом стиле, который в начале 1930-х годов пришёл на смену новаторским идеям в советской архитектуре. За время своего существования здание неоднократно перестраивалось.

Гараж Госплана

Построенный в 1936 году комплекс гаража для Госплана состоит из одноэтажного помещения для автомашин, которое освещается большим выходящим в сторону Авиамоторной улицы круглым окном и четырёхэтажного корпуса мастерских, фасад которого подчёркнут вертикальными каннелюрами.

В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк г. Москвы. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства.

За время своего существования здание гаража неоднократно перестраивалось. В 1997 году было принято Постановление Московской городской думы, которым здание гаража Госплана было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации.

Здание Гаража Госплана СССР является самой поздней из дошедших до наших дней построек К. С. Мельникова в Москве.

Ново-Сухаревский рынок

К. Мельников предложил застроить всю отведённую под рынок территорию однотипными сблокированными деревянными торговыми павильонами-киосками, каждый блок которых состоял из двух изолированных друг от друга помещений, выходящих входом и торговой витриной на противоположные стороны. От четырёх до двадцати блоков собиралось в ряды таким образом, чтобы на обе стороны их лицевые стены выходили под углом. В результате такой планировки перед каждым торговым киоском создавалось выделенное пространство.

Рынок был крупнейшим на тот момент в Москве и насчитывал 2 тыс. палаток. Архитектор предложил новый принцип их расстановки: сблокированные палатки объединены в ряды, создававшие пилообразные фасады. Это экономило пространство, отделяло продавцов друг от друга и позволяло комфортно себя чувствовать покупателю.

В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок был закрыт в 1930 году, а торговля продовольственными товарами была переведена на Ярославский рынок. На месте закрытого рынка расположилась автодормехбаза, использовавшая в перестроенном виде трехэтажное здание конторы рынка. По состоянию на июнь 2009 года сохранилось перестроенное конторское здание рынка, которое является самой ранней из дошедших до наших дней построек выдающегося архитектора.

Советский павильон в Париже на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств

В ноябре 1924 года, после установления дипломатических отношений между СССР и Францией, Советскому Союзу последовало приглашение принять участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, открывающейся в Париже весной 1925 года. 18 ноября 1924 года Выставочный комитет Советского отдела объявил закрытый конкурс на проект павильона СССР, в котором приняли участие архитекторы В. А. Щуко, И. А. Фомин, братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Докучаев, В. Ф. Кринский, И. А. Голосов, М. Я. Гинзбург, К. С. Мельников и группа выпускников ВХУТЕМАСа. Через месяц, 28 декабря, жюри под председательством А. В. Луначарского и при участии В. В. Маяковского, рассмотрев все представленные на конкурс проекты, признало проект К. С. Мельникова лучшим и поручило ему выполнение его в натуре. В середине января 1925 года Мельников выехал вместе с женой и двумя детьми в Париж для строительства павильона СССР.

«Глубоко поразил меня Париж своей красотой и жизненной молодостью, но скоро и мы поразили Париж тоже красотой, но суровой, обнажённой, возникшей в нашей жизни», - вспоминал К. С. Мельников.

Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит.

После завершения выставки павильон СССР был снесён, но в 1926 году восстановлен на новом месте. Восстановленное здание служило профсоюзным клубом и было утрачено во время второй мировой войны. Здание занимало часть участка (Place du Colonel Fabien), на котором в 1966—1971 годах было сооружено здание ЦК Французской компартии.

Саркофаг Ленина

После смерти В. И. Ленина в начале 1924 года, встал вопрос об увековечивании его памяти и сохранении тела. 22 февраля 1924 года Мельников получил предложение принять участие в конкурсе на проектирование саркофага для Мавзолея В. И. Ленина, архитектурный проект которого осуществлял А. В. Щусев. Правительственная комиссия по увековечиванию памяти В. И. Ленина под председательством Ф. Э. Дзержинского признала проект Мельникова лучшим. Мельников намеренно отказался в своём проекте от формы гроба, в котором устроено остеклённое отверстие, позволяющее видеть лицо. Саркофаг, предложенный Мельниковым, был необычной геометрической формы, полностью выполненной из стекла. В. И. Ленин пролежал в саркофаге с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.

Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды». Однако проект пришлось упростить.

Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Факт создания К. С. Мельниковым саркофага для тела Ленина рассматривается многими как своеобразная «охранная грамота» архитектора в его дальнейшей профессиональной деятельности. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.