Kanaal от Акселя Вервордта, Бельгия

Комплекс "Kanaal" в пригороде Антверпена, пожалуй, один из самых обсуждаемых проектов редевелопмента последнего десятилетия. И "виной" личность автора проекта, Акселя Вервордта, одного из самых оригинальных персонажей современной Бельгии, знаменитого антиквара, куратора, коллекционера, арт-дилера и дизайнера. 

История культурного центра и жилого квартала Kanaal началась в 1999 году, когда семья Вервордт приобрела бывшую винокурню на берегу канала в ничем не примечательном пригороде Антверпена, где Аксель сперва обосновал свою художественную галерею. 

«Все мои приключения с недвижимостью — это погоня за квадратными метрами: антикварный бизнес требует много места» - говорит Аксель. К тому времени знаменитой коллекции супругов Вервордт уже требовались солидные пространства, все-таки произведения искусства, особенно современного, бывают не совсем галерейного формата. Как, например, гигантская скульптура Аниша Капура  At the Edge of the World /«На краю мира» (1998) которая представляет из себя многометровый кроваво-красный купол, оказавшись под которым зритель "упирается взглядом в сгущающуюся темноту", которая стала едва ли не центром, сердцем, всего квартала. Или инсталляция красного цвета Джеймса Тарелла. Аксель не только нашел им место, но и построил для этих работ специальные здания - бетонный круглый храм и “красную” часовню.

Kanaal — не менее важный в карьере бельгийского антиквара пункт, чем его кураторская или дилерская деятельность. Этот девелоперский проект объясняет суть стиля Акселя Вервордта: целостность, минимализм и покой. Причем покой, вдохновленный дзен-буддизмом, без суетности, с тишиной и пустотой. Kanaal, по словам его создателя, — "государством в государстве", реализованная модель города — такого, где комфортно жить и работать, не отвлекаясь на суету.

Прежде в здании постройки 1857 года находилась фабрика и зернохранилище, позже, уже в середине 20 века — пивоваренная компания Heineken. В 2012 Аксель Вервордт решил использовать квартал не только под коллекции и выставочные проекты, но наполнить его современной жизнью, превратив его в необычный квартал элитного жилья и офисов. В основу генплана будущего комплекса легли основные принципы бельгийского стиля — когда всё, что создает человек, находится в диалоге с окружающей средой. Комплекс стоит на загородном канале и из окон многих квартир и самой галереи видна вода и умиротворенные бельгийские пейзажи, лес.  Архитектура мощная, но спокойная и безмятежная: старые кирпичные здания соединяются с новыми геометрическими и простыми объектами, отделанными природными материалами. Геометрия силосов со стрельчатыми окнами старинных корпусов, благородный кирпич с отделкой из дерева и стекла. Вокруг ландшафт от известного мастера Мишеля Девиня (который побывал партнером таких архитекторов как Норман Фостер, Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Жан Нувель). Он проложил по территории живые тропки-дорожки, разбил пруд, создал тайный водоем и сад с плодовыми деревьями (говорят весной там просто фантастика!). Жилье предлагается с интерьерами, они, как всегда у бельгийцев, простые, почти аскетичные — но это кажущаяся простота: пустота интерьеров Вервордта, стоит огромное количество денег. И опять вспоминаешь об его уникальной особенности – продавать атмосферу.

Силосные башни, сохранившиеся со времен процветания фабрики, служат ориентиром. Все 98 квартир в этом жилом комплексе разрабатывали разные архитекторы, каждое строение делало отдельное бюро, но по единому мастер-плану от Дженса Аэртса и в единой концепции. Есть белые дома-кубы с зимними садами разработанные Bogdan & Van Broeck, с роскошными террасами и окнами 4 на 6 метров, есть надстроенная солодовня, с удивительными внутренними пространствами, названная “Эшер” в честь мастера психоделических геометрических фантазий Маурициуса Эшера, ее архитекторами стали Coussée & Goris. Но конечно, самые удивительные квартиры получились  в перестроенных круглых силосных башнях, трансформированных в фантастический жилой комплекс  бюро Stéphane Beel.  Здесь квадратные и прямоугольные помещения перемежаются абсолютно круглыми (в них прекрасно вписываются спальни, кабинеты и гостиные), небольшие ассиметричные окна огромными панорамными и террасами с балконами. 

Конечно, этот проект, как и все с чем работает Аксель Вервордт коммерчески успешен (квартиры стоят от 2 млн. евро), но маэстро сделавший колоссальное состояние на торговле искусством, подает и продает его как произведение искусства, уникальный образ жизни и новый жизненный опыт.  А каждая из 98 квартир сделана как напоминание о том, что дом — не просто место для сна и отдыха: это пространство для медитации, размышлений о жизни и творчества. Не зря здесь предусмотрено так много художественных мастерских

«Современных покупателей клиентов интересует не только качество, они нуждаются в уникальности, что не имеет ничего общего с массовым  производством и стандартными решениями, – говорит Аксель Вервордт. –  Я уверен Kanaal станет источником вдохновения для знатоков, готовых воспринять эти фабричные пространства как новую среду обитания. Хороший дом не должен быть инструментом демонстрации достатка. Важней, на мой взгляд, душа дома». 

Сайт http://www.kanaal.be/en
Адрес Бельгия 2110 Wijnegem Stokerijstraat 19
Статус завершено
ТИП “РЕ” редевелопмент, реконструкция, новое строительство.
ПЕРИОД “РЕ” 2011-2017
Инвестор Девелопер Архитектор
VERVOORDT r.e. VERVOORDT r.e. Bogdan & Van Broeck, Coussée & Goris, Stéphane Beel, Michel Desvigne, Jens Aerts
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - бывшая винокурня 1857 года - -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- 50 000 кв.м. - многофункциональный квартал: жилье, галереи, офисы и художественные мастерские - -