Балтийский филиал ГЦСИ в "Кронпинце", Калиниград

Приспособление исторической, в прошлом немецкой еще казармы "Кронпринц" в Калиниграде под пространства Балтийского филиала ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) обещало стать одним из самых ярких проектов работы с наследием во всем регионе. К сожалению, из-за печально известного "дела реставраторов", этот проект, как и многие другие был заморожен на несколько лет,  превратившись из замечательного новаторского решения в один из самых заметных долгостроев. Но скоро все должно измениться.

Расположенная в центральной части  Калининграда казарма «Кронпринц» является главным звеном второго оборонительного кольца Кенигсберга. Она была создана  по проекту берлинского генерала и инженера Эрнста Людвига фон Астера в 1843-49 годах и представляет собой пятиугольник с квадратными башнями-реданами по бокам и величественной круглой башней по центру. Именно с передачи этой башни в оперативное управление Балтийского филиала ГЦСИ  в 2005 году и началась долгая и непростая история создания Центра современного искусства среди старых краснокирпичных стен казармы.

"Снаружи башня выглядит внушительной и большой", - рассказывает Елена Цветаева, директор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства, "И может показаться, что там достаточно места, чтобы стать отличной площадкой для культурных проектов. Но на самом деле внутри нее большой световой колодец, а сама она полукруглой формы, в план похожа на транспортир и по сути вместо большой площадки там камерные круговые галереи. А проекты современного искусства часто довольно масштабны".  После  переговоров с Росимуществом калининградской области ГЦСИ удалось получить в оперативное управление еще 2 площадки в "Кронпринце": подвал и мансарду в одном из корпусов Литера А1.

Проект приспособления башни-редана и мансарды с подвалом разрабатывала целая команда архитекторов. Над проектом башни работали Михаил Хазанов, Антон Наговицын, Юрий Миндлин и калиниградский архитектор Юрий Забуга, над приспособлением мансарды - Алексей Чебыкин и Михаил Миндлин, а так же Александр Епифанов, который уже работал с нижегородским ГЦСИ, вместе с Евгением Ассом перестраивая знаменитый Арсенал под нужды современного искусства.

Казарма Кронпринц относится к памятникам федерального значения, что позволяло только минимальные вмешательства в историческую архитектуру. Это, а так же тот факт что надо было связать подвал и мансарду, минуя 4 этажа, который занимает учебное заведение, а так же соблюсти все противопожарные нормы и создать безбарьерную среду для гостей, породило необычное и эффектное решение: к старинному краснокирпичному зданию под углом пристроен легкий застекленный объем с лестницей и лифтом, нарочито современный, красиво контрастирующий с исторической архитектурой. Похожие пристройки запланированы и у башни-редана.

"Казарма - памятник, а с памятниками надо работать с большим уважением и тактом, никто не знает какие требования и технологии будут в будущем. И если наша пристройка устареет, ее легко, без малейшего ущерба для памятника можно будет отсоединить и заменить чем-то более актуальным. Нам это очень нравится. И вообще нравится ее вид: вечерами, на закате она становится зеркальной, отражая небо, казарму - и это очень красиво и необычно" - говорит Елена Цветаева.

То, что сегодня называют мансардой:, досталось ГЦСИ больше напоминающим заброшенный и полуразрушенный старый чердак. Деревянные стропила,  ряды опор, слой шлака, пробитая крыша и жуткие развязки из труб системы отопления. Сегодня, даже не полностью еще завершенная мансарда выглядит замечательно: безопорная конструкция кровли, большой светлый зал с фрагментом старинной краснокирпичной стены - как память о том, что это историческое место, с окнами верхнего света, которые легко задвигаются теrстильными шторами, с небольшой незаконченной еще площадкой под кинолекционный зал. С другой стороны от лестницы: офисы самого ГЦСИ и небольшие, очень уютные резиденции для гостящих художников, библиотека.
"В мансарде все завершено на 80%, мы уже в 2006 году мечтали сюда переехать и начать работать, даже начали проводить в нашем зале мероприятия и выставочные проекты, но все заморозили и в связи с тем, что стройка не сдана даже запретили пользоваться залом. Так  все и стоит уже несколько лет, а в железном грузовом контейнере под стеклянной пристройкой ждёт своего часа уже купленный, но не смонтированный ещё лифт», говорит Елена Цветаева. В подвальном этаже планируется разместить мастерские по упаковке-распаковке экспонатов, звуковую студию, поскольку ГЦСИ вмного работают с экспериментальным звуком, проводят фестивали Sound Around.  В башне-редане тоже сделана львиная доля самых  грязных работ: вывезены тонны мусора, заменены перекрытия, начались реставрационные работы. Впереди отделка и новые конструкции.

Несколько лет назад весь комплекс казарм  Кронпринц, включая площадки ГЦСИ, площади, которые занимают  образовательные учреждения и все остальное, было решено передать в оперативное управление АУПИК, агенству по управлению памятниками истории и культуры. По словам генерального директора АУПИК Антона Рыбало, ГЦСИ имеет все шансы стать "главным локомотивом", который поможет вдохнуть новую жизнь в историческую казарму. Сам же АУПИК будет заниматься зданием в целом - и там огромный фронт работ. Впрочем, если здание привести в порядок оно обещают стать одним из главных украшений Калининграда, а большой внутренний двор казармы - идеальной площадкой городских мероприятий и мероприятий ГЦСИ.

В этом году после 2,5 лет затишья и замороженной стройки появились хорошие новости: по поручению  министра культуры РФ в Калининграде в 2019 году должны быть завершены ремонтно-реставрационные работы на мансарде, в 2020 году в центральной башне казармы «Кронпринц». Есть шанс, что, наконец, у Балтийского филиала ГЦСИ появится свое пространство для постоянной деятельности, а в Калиниграде завершится образцовый для региона проект приспособления памятника истории.

Фото: Марина Юшкевич
Адрес Россия - Калининград Литовский вал 38
Статус в процессе строительства
ТИП “РЕ” реконструкция, новые пристройки
ПЕРИОД “РЕ” 2015-
Инвестор Девелопер Архитектор
Министерство культуры - Михаил Хазанов, Антон Наговицын, Юрий Миндлин, Юрий Забуга, Алексей Чебыкин, Александр Епифанов.
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - Государственный центр современного искусства - -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- Мансарда 1445 кв. метров, башня около 4000 кв. метров. - Немецкая военная казарма - -