Здания Биологического музея отреставрируют

Здания Биологического музея отреставрируют

Здания Биологического музея имени К.А. Тимирязева столичного Департамента культуры ждет реставрация. Проект необходимых работ утвердило Мосгорнаследие. Музей занимает бывшую усадьбу купца и крупнейшего коллекционера России второй половины XIX века, собирателя русской старины Петра Ивановича Щукина. В имении он разместил свой частный Музей российских древностей. Основу экспозиции составляли предметы древнерусского быта и искусства. 

Усадебный комплекс состоит из нескольких кирпичных домов, возведенных в неорусском стиле в конце XIX — начале XX века. Музей располагается в двух зданиях усадьбы, расположенных по адресу: улица Малая Грузинская, дом 15, строения 1, 2. 

«Бывшая усадьба Петра Щукина — яркий образец неорусского, или, как его еще называют, псевдорусского, стиля. Он основан на традициях древнего зодчества и народного искусства. Несмотря на то что проекты домов в разное время делали разные архитекторы, оба строения напоминают сказочные терема. Кстати, их связывает тайный подземный переход. Его, а еще ограду с парадным воротами бывшей усадьбы также отреставрируют», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

В чем особенность неорусского стиля

Условно дома усадебного комплекса делят на старый (строение 2) и новый музей (строение 1). Старый музей находится в глубине владения. Сегодня там расположен административный корпус Биологического музея. Здание было построено в 1892 году по проекту архитектора Бориса Фрейденберга. Это двухэтажное прямоугольное здание с шатровыми черепичными крышами и кокошниками. На ней можно увидеть башенки, трубы и слуховые окна. 

Первый этаж отделан бриллиантовым рустом. Это имитация кладки из камня с множеством граней. Фасады украшены изразцами, лепниной, кирпичными арочными нишами. 

Новый музей (строение 1) выходит своим фасадом на Малую Грузинскую. Сейчас в здании размещена экспозиция Биологического музея. Оно представляет собой двухэтажное строение с ризалитами, башенками, шатровыми крышами с гребешками. Здание возвели позднее старого музея, в 1896 году. Автор проекта — архитектор Адольф Эрихсон. Фасады этого здания тоже богато украшены лепниной и декоративными элементами. Это колончатый фриз (декоративный пояс) под карнизом, витые и гладкие полуколонки с бусинами. Оконные и дверные проемы обоих домов обрамлены наличниками разных видов. 

Главное крыльцо как у старого, так и у нового музея кирпичное и украшено колоннами необычной кубышчатой формы — они имеют широкую центральную часть. Все эти элементы характерны для неорусского стиля в архитектуре. 

Интерьеры домов также имеют богатое убранство. Их главная особенность — потолки со сводами разных видов. Внутри можно увидеть парадные лестницы с металлическим фигурным ограждением в старом музее и ограждением из итальянского белого мрамора в новом. На площадках лестниц — декоративная мраморная напольная плитка с мозаичными вставками. 

Стены внутри домов украшены кубышчатыми колоннами, арками с гирьками, разнообразным лепным декором и декором из натурального камня. 

Ограда бывшего усадебного комплекса выходит на Малую Грузинскую улицу. Ее парадная часть выполнена по проекту Адольфа Эрихсона в 1898 году в неорусском стиле, как и здания музеев. Шесть кирпичных столбов венчают декоративные кокошники, между ними кованые решетки со сложным рисунком. Ограда с правой стороны примыкает к кирпичной арке с шатровой крышей. С левой же стороны от нее идет другая часть ограды — рядовая. Она, в отличие от парадной, лишена декора и имеет лаконичный вид. 

Что хранили раньше и хранят теперь в сказочных теремах

Петр Иванович Щукин купил участок земли на Малой Грузинской улице с двумя деревянными домами в 1891 году. 

Для того чтобы разместить богатую и огромную коллекцию Щукина, по заказу купца возвели терем, который позже назовут старым музеем. С 1895 года его открыли для свободного посещения, причем владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своим экспонатам. 

Эта коллекция прославилась своей многогранностью: в ней были представлены оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, посуда и драгоценности. Особо выделялась библиотека. В музее работали над своими произведениями известнейшие художники того времени — Виктор Васнецов, Валентин Серов, Василий Суриков. 

Постепенно стены музея стали тесны для постоянно разрастающегося собрания, и уже в 1898 году было построено второе здание — новый музей. В это же время оба здания соединили подземным туннелем. Возведение усадебного комплекса завершается лишь в 1905 году строительством музейного склада. Тогда же Петр Щукин жертвует свою коллекцию вместе с землей и недвижимым имуществом Историческому музею. 

В 1912 году после смерти Петра Щукина музей прекратил свое существование, коллекции постепенно перевозились в Исторический музей. 

С 1934 года усадебные дома стали административными и выставочными корпусами Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева. Сегодня Биологический музей — единственный в Москве, где представлены все разделы биологии. Так, в музее есть залы «Природа и человек», «Мир животных», «Мир растений», «Физиология и анатомия животных», «Мир грибов», «Физиология растений», «Эволюционная теория», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение и эволюция человека» и другие. Также в музее можно увидеть природно-ландшафтные диорамы «Смешанный лес», «Птичий базар», «Песчаная пустыня». Кстати, они были созданы еще в 1950-х годах. 

Кроме того, в музее есть интерактивная экспозиция под названием «Смотри в оба!», которая помогает узнать тайны зрения человека и животных. Попробовать себя в роли ученого можно в музейной лаборатории «Прозрачная наука». Там можно с помощью поработать с микроскопами, провести химические опыты и познакомиться с лабораторными животными. 

Как будут реставрировать музей

До наших дней исторический облик зданий нового и старого музеев практически полностью сохранился. Однако их комплексная реставрация проводится впервые. Во время работ специалисты укрепят фундаменты и кирпичную кладку стен, приведут в порядок крыши зданий, отреставрируют исторические окна, двери и фурнитуру, а также воссоздадут их утраченные элементы по архивным документам. Это, например, башенка с двуглавым орлом, флюгеры, металлические ограждения, слуховые окна. Кроме того, реставраторы восстановят лепной и каменный декор фасадов, воссоздадут дверные наличники, приведут в порядок каменные подоконники из мрамора и известняка. 

В помещениях зданий проведут реставрацию орнаментальной росписи, поверхностей стен и сводов, декоративных порталов дверных проемов, а также лепного декора. Также специалисты восстановят утраты мраморных плит с мозаичными вставками на полах. 

В подземном переходе между новым и старым музеем заменят напольное покрытие, восстановят штукатурный слой стен и сводов. А во время реставрации ограды проведут работы по гидроизоляции и укреплению кирпичной кладки. 

Здания нового и старого музеев являются объектами культурного наследия федерального значения. Это значит, что все работы будут проводиться под контролем специалистов Мосгорнаследия и только по согласованному ведомством проекту. 

Борис Фрейденберг (до 1850 — после 1917) — русский архитектор, мастер эклектики и неорусского стиля. Строил здания по заказу московского купечества, в основном на Неглинной улице и в районе Китай-города. По его проекту были построены Сандуновские бани (улица Неглинная, дом 14, строение 3), здания Московского купеческого общества (Новая площадь, дома 8–10), Московское Александровское коммерческое училище (улица Знаменка, дом 19). 

Адольф Эихсон (1862–1940) — русский архитектор шведского происхождения, мастер модерна. Работал в неорусском стиле, а также в стилях неоклассицизма и эклектики. Среди его работ усадьба Н.С. Третьякова (улица Сущевская, дом 14), Московская центральная телефонная станция Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества (Милютинский переулок, дом 5), дом банка и торгового дома «И.В. Юнкер и Ко» (улица Кузнецкий Мост, дом 16/5). 

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы, фото: М. Денисов, Mos.ru