Открыт конкурс на проект реконструкции павильона Российской Федерации в Венеции

Открыт конкурс на проект реконструкции павильона Российской Федерации в Венеции

Расположенный в садах Джардини павильон Российской Федерации на Венецианской биеннале, спроектированный Алексеем Щусевым и открытый в 1914 году, был задуман как архитектурный портрет русской культуры и заложенных в нее ценностей. Сохраняя свою самобытность, павильон претерпел существенные изменения, отвечая кураторским потребностям. Часто они превалировали над телесностью самого здания и пренебрегали его оригинальными архитектурными чертами. 

В рамках подготовки к Венецианской архитектурной биеннале 2020 года комиссар Тереза Иароччи Мавика, куратор Ипполито Пестеллини Лапарелли и компания Smart Art приглашают молодых российских архитекторов и представителей междисциплинарных коллективов к работе над реконструкцией павильона, принимая во внимание изначальный замысел Щусева. 

Отвечая теме «Как мы будем жить вместе?», сформулированной куратором Хашимом Саркисом, проект представит возможность совместного эксперимента команде- победителю и группе местных коллег в формате продолжительной резиденции на время биеннале Венецианской архитектурной биеннале 2020 года. 

В павильоне, который превратится во временное архитектурное бюро и живую рабочую площадку, проект трансформации будет представлен в режиме реального времени. Все форматы будут существовать в его пространстве единовременно, естественно курируемые и отражающие развитие архитектурного проекта, включая сопутствующие исследования и совместные обсуждения. 

Балансируя на грани вымысла и реальности, проект погружает в процесс преобразования павильона. На Венецианской архитектурной биеннале 2020 года павильон Российской Федерации предстанет временной институцией и сформирует «новый пространственный договор» посредством открытого диалога между теми, кто будет жить и работать в павильоне, от ученых до рабочих, от дизайнеров до общественных деятелей, и аудиторией, которая сможет участвовать в происходящем и максимально вовлечено использовать павильон в качестве проводника доступа, дискуссии и знания. 

Отвечая кураторской концепции Венецианской биеннале и исходя из того, что архитектурный проект по определению является местом встречи идей и людей, во время биеннале в павильоне Российской Федерации пройдет публичная программа, включающая ряд открытых обсуждений проекта в разных форматах и в самом широком контексте. 

Комплексные работы в павильоне будут проводиться с мая по ноябрь 2020 года, предваряя официальное начало строительных работ, знаменующих новый подход к пространству и образу павильона. 

О ПАВИЛЬОНЕ

Реконструкция павильона — это задача, выходящая за рамки обычного проектирования или простой архитектурной точности; это повод переосмыслить отношения, транслируемые павильоном как культурным посольством в Венеции. 

Для расширения исследовательского и критического диапазона, участники должны предложить проект реконструкции, отвечая на следующие вопросы: 

Павильон — это не просто памятник прошлого, а, скорее, физическое воплощение России в другой стране. Здание было построено, олицетворяя ценности 100-летней давности. Как сегодня проект может отразить понятия идентичности и культурной специфики в эпоху транснациональных сетей и передвижений? 

Внешний облик здания долго оставался неизменным, однако его характер, некогда выраженный гостеприимством открытых освещенных естественным светом наружных и внутренних пространств, изменился на более замкнутый, представляя собой закрытую коробку, безразличную к своему окружению. Как трансформация павильона поможет создать характер, который вновь заговорит об открытости и ясности, присущим историческому проекту? 

Павильон, находящийся в чрезвычайно хрупком окружении, несомненно, обусловлен контекстом и изменяется в зависимости от его судьбы. Что значит заниматься проектированием пространства в сегодняшней Венеции — воплощении климатического кризиса планеты? 

За последние тридцать лет во всем мире наблюдается заметный рост числа биеннале, триеннале и других культурных форумов. Однако почти всегда художников и кураторов просят заполнять нейтральные пространства-контейнеры. Как павильон может стать полноценной частью биеннале, принимая сады Джардини и лагуну в свое непосредственное будущее окружение? 

Опираясь на структуру конкурса и исходя из темы архитектурной биеннале 2020 года, а также принимая во внимание специфику проекта и широкий контекст Венецианской биеннале, какие новые модели сотрудничества может развить этот процесс трансформации? 

Мы ожидаем не кардинального отказа от исторического наследия павильона, а разумного подхода, позволяющего критически подойти к использованию его прошлого облика на разных этапах. Задача состоит в том, чтобы стратегически пересмотреть изменения, происходившие со зданием, чтобы оно могло стать доступным пространством, готовым к проведению будущих мероприятий, начиная с Венецианской биеннале современного искусства 2021 года. 

В рамках конкурса мы также предлагаем всем участникам разработать концепцию создания внутри павильона временной студии, которая будет выступать в качестве основного места работы и встреч во время биеннале. В конечном счете, помещенная в пространство павильона студия станет выставочным объектом, представляющим вклад всех участников, вовлеченных в работу площадки. Эта конструкция будет не просто декорацией, ее перформативная составляющая станет основой всего эксперимента, а сама инсталляция — инфраструктурой, позволяющей следить за ходом событий, проходящих в павильоне. 

Временная студия должна одновременно служить местом работы, оборудованным рабочими местами и всем необходимым для функционирования временного офиса; открытым архивом, позволяющим узнавать как о самом павильоне, так и о процессе создания нового выставочного пространства; и площадкой для встреч, публичных мероприятий и перформансов. В целом она должна выполнять агрегирующую функцию, способствуя «перекрестному опылению» между всеми вовлеченными в процесс участниками для того, чтобы знакомить аудиторию с работой павильона в формате развивающегося выставочного объекта и площадки для открытого диалога. 

В ходе этого процесса команда-победитель будет сотрудничать с куратором и с группой местных экспертов от молодых архитекторов до технических консультантов, которые будут участвовать в проекте на разных этапах от формирования концепции и до ее реализации. Проект официально вступит в фазу реализации в ноябре 2020 года и будет завершен весной 2021 года.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ

Каждая команда должна предоставить: 

·    Описание (не более 1 500 слов), в котором четко изложены предложения, касающиеся архитектурного проекта и выставочного решения. Оно должно представлять амбиции команды, отвечающие сформулированным выше вопросам и в общем кураторской концепции архитектурной биеннале 2020 года, а также методологию сотрудничества с приглашенными специалистами.

·    Максимум три листа A3 (горизонтальных или вертикальных), демонстрирующих пространственное решение проекта: планы, секции, визуализацию внедрения в архитектуру павильона и его использования во время биеннале в формате рабочего места и выставочного пространства.

·    Дополнительные, но не обязательные материалы могут включать в себя: видео, модели или другие формы симуляции.

·    Состав команды и резюме бюро и/или отдельных членов команды, включая опыт, знания и сферу профессиональных интересов.

·    Портфолио работ за последние пять лет, выполненных офисом или отдельными членами команды.

·    План и смету работ. 

Все вышеперечисленные материалы должны быть закачены на сайт www.pavilionrus.com одним файлом в формате PDF, не превышающим по объему 25 Мб. 

Расписание конкурса:

9 декабря — начало конкурса

31 января — завершение конкурса

14 февраля — объявление победителя 

Критерии отбора и оценки

·    Целостность, ясность и выполнимость архитектурного решения.

·    Художественное и визуальное впечатление, производимое рабочим/выставочным пространством проекта.

·    Оригинальность моделей сотрудничества.

·    Состав и междисциплинарность команды.

Источник: «Архсовет Москвы»
Заглавное фото павильона © собственность Fondazione La Biennale di Venezia

Комментарии
Вам также будет интересно