Миусское трамвайное депо признали памятником культурного наследия

Миусское трамвайное депо признали памятником культурного наследия

Миусский трамвайный парк, расположенный по адресу: улица Лесная, дом 20, получил статус памятника культурного наследия регионального значения. В число охраняемых объектов вошло пять зданий на территории депо (административно-жилой корпус, большой вагонный сарай, мастерская, вагонный сарай с котельной, кладовая с проходной), а также ограда вокруг трамвайного парка.

Все сооружения отреставрируют и приспособят под современные нужды, не нарушив при этом их исторический облик. Реставрационные работы планируется завершить в апреле 2019 года. До недавнего времени Миусский трамвайный парк носил статус выявленного объекта культурного наследия.

«Ансамбль Миусского трамвайного депо представляет собой яркий образец русской промышленной архитектуры. Концепция развития этого объекта утверждена. По ней реставрацию трамвайного парка будут проводить за счет привлечения частных инвестиций. Для этого депо передали в долгосрочную аренду инвестору по итогам открытого аукциона», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

По его словам, проект реставрации и приспособления объекта к современному использованию уже согласован. Работы будут проводиться под контролем специалистов Департамента культурного наследия города.

Миусское трамвайное депо — одно из старейших в Москве. Все его производственные здания построены в едином стиле. Красные кирпичные корпуса украшают витражи, обрамленные белыми наличниками. Депо начали возводить в 1874 году как парк конно-железных дорог. В 1907 году Миусский парк перешел на обслуживание вагонов электрического трамвая.

С 1908 по 1911 год здания депо перестраивали. Так, на месте конюшни появился административный корпус, который позднее стал использоваться в качестве жилого дома для рабочих парка. Этот и несколько других корпусов были построены под руководством архитекторов Михаила Глейнинга и Николая Сытенко. А стальную конструкцию перекрытий большого вагонного сарая спроектировал создатель знаменитой Шуховской башни — архитектор и инженер Владимир Шухов (1853–1939).

Много лет Миусский трамвайный парк был не только депо. Там также ремонтировали столичные трамваи. В 1952 году трамвайный парк начали приспосабливать под троллейбусный. В 1957 году обслуживание трамваев прекратилось полностью. Несколько лет назад закрыли и троллейбусный парк. С тех пор уникальные архитектурные сооружения начали приходить в упадок.

В настоящее время уже завершили исследование состояния фундамента корпусов Миусского депо, несущих и ненесущих конструкций, лестниц, дверных и оконных проемов. Сейчас здания окружены строительными лесами. Специалисты выясняют, в каком состоянии находятся их наружные стены. Точный перечень работ и сроки начала реставрации определят позже. Здесь планируют отремонтировать кровли зданий и систему водостока, а также восстановить исторический облик фасадов.