Промнаследие: хранители и создатели

Промнаследие: хранители и создатели

О бывших промзонах или промышленных территориях у нас принято говорить исключительно в контексте редевелопмента. Комплексное освоение бывших промзон, включение закрытой некогда территорий в ткань города, создание на ее территории иного  “непромышленного функционала” (жилье, офисные и гостиничные центры, ритейл, культурные институции) - основная задача таких проектов. В основном они успешно реализуются в Москве и столичных регионах, так как требует больших инвестиций и соответствующей макроэкономической среды, способной переварить подобные предложения.

В контексте культурного наследия о  промышленной  застройке говорили  на форуме «Сохранение, развитие и современное использование объектов промышленной архитектуры” в рамках международной выставки denkmal-Россия,  который проходил в Москве в ноябре месяце.

Среди модераторов и участников дискуссии были знаковые персоналии профессионального сообщества: заместитель министра культуры России О.В.Рыжков; Представители Департамента культурного наследия Москвы; Член Совета НК ИКОМОС, Россия, член-корреспондент РААСН М.С.Штиглиц; профессор МАРХИ, вице-президент Национального комитета ИКОМОС, Россия Н.О.Душкина и координатор проекта МосПромАрт И.Ю.Крылова.

Все эксперты сходились во мнении, что промышленная застройка является частью культурного ландшафта и феноменом социальной памяти общества. Она есть материальное воплощение человеческого опыта. При чем речь идет не только об архитектурных ансамблях,  но и о конструкциях,  технологиях, социальных и общественных отношениях , которые формировались вокруг промышленных центров.

“Промышленное наследие” как научный термин был введен в 2003 году на конференции Международного комитета по сохранению индустриального наследия (The International Committee For The Conservation Of The Industrial Heritage, TICCIH), которая проходила в Нижнем Тагиле. По ее итогам была принята так называемая  «Нижнетагильская Хартия». В основе данного документа поставлен вопрос о важности изучения материальных и нематериальных проявлений промышленного наследия. В «Нижнетагильской Хартии» также говорится, что самые значительные и характерные примеры должны быть выявлены, защищены и сохранены в соответствии с «Венецианской Хартией». В действительности, на сегодняшний день нет ни одного реестра памятников промышленного наследия России, которыми богаты промышленные центры прежде всего Урала и Сибири, а также города Центрального региона. К сожалению из-за  малой изученности, ценные отечественные индустриальные объекты не внесены в перечень TICCIH. По словам Натальи Душкиной, сегодня следует сконцентрировать усилия на исследовании  и выработки ценностных критериев объектов промышленного наследия. В качестве примеров промобъектов сложной судьбы были приведены завод “Красный Богатырь” в Сокольниках”, литейный цех ЗИЛа, бывшие Демидовские заводы в Нижнем Тагиле, где “архитектурные ансамбли в духе Пиранези на грани уничтожения”.  Сохранение промышленного наследия - задача не только профессионалов, но и общества в целом. Отчасти ее решением занимается проект МосПромАрт, который организует просветительские и выставочные проекты на базе промнаследия столичного региона.

Актуальным остается и вопрос о подлинности пространства и конструкций при редевелопменте зданий, когда речь идет об их реставрации с приспособлением.  Успешность реализации этой задачи, конечно, зависит от воли девелопера и мастерства архитектора. Один из немногих реализованных проектов такого порядка  - БЦ “Фабрика Станиславского”. Деловой квартал создан на месте комплекса старинных промышленных зданий золотоканительной фабрики Алексеевых. Строения были реконструированы с сохранением особенностей промышленной архитектуры XIX века . Этот проект английского архбюро John McCaslan & Partners и Сергея Гордеева  был удостоен международной премии RIBA — Королевского института британских архитекторов — за лучший международный проект 2011 года.

В иных случаях  при разработке проектов редевелопмента бывших промышленных территорий архитекторы стараются работать с “духом” места,  с его genius loki, который может проявляться, например, в благоустройстве.

Так в  Loft-квартале “Даниловская мануфактура” (девелопер KR Properties) в качестве арт-объектов выставлены детали станков и механизмов бывшего текстильного производства.

Оригинальный образ клубного комплекса РАССВЕТ LOFT*STUDIO (архитектурная группа ДНК аг, проект удостоен  награды “Владимира Татлина” - высшей премии за проект архитектурного фестиваля “Зодчество” 2016 ) вдохновлен историей места и его архитектурным  окружением, которые представляют главный корпус фабрики «Мюръ и Мерилиз», построенный  по проекту  Романа Клейна, автора ГМИИ им. А.С.Пушкина и ЦУМа  (сегодня  составляет единый архитектурный ансамбль с обновленными зданиями проекта),   краснокирпичный  Католический собор в неоготическом стиле и узорчатые постройки музея-усадьбы с парком, построенные в псевдорусском стиле (Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева)…  Все эти историко- культурологические  особенности места  в той или иной степени проявлены в архитектурных элементах и благоустройстве территории: визуальном делении единого фасада на несколько объемов, краноскпипичной кладке разных тонов и фактур, открытых террасах-палисадниках…

Создание и реализация подобных проектов ределормента восстанавливают ткань города, сохраняют его культурный ландшафт и создают новые точки притяжения.