Город как наслоение времен

Город как наслоение времен

Интервью с известным голландским экспертом по редевелопменту, урбанистом и архитектором Робертом Винкелом, основателем бюро Mei Architects and Planners. Успешно преобразовав десятки исторических объектов в Нидерландах, он взялся за шелковую фабрику в Наро-Фоминске, побывал в Иваново и едет в Казань на Фестиваль «Архитектурное Наследие». О потенциале маленьких городов России, о силе притяжения исторических объектов, об умных подходах и придании нового социально-экономического смысла историческим территориям. В общем о том, как обнаружить сердце старого здания и заставить его снова биться.


Достаточно необычно, что известный голландский специалист, гуру в редевелопменте, проявляет интерес к провинциальным городам России. Что вас привлекло?

-  Любая городская среда – это живой организм со своими естественными процессами, защитными механизмами и потенциалом. Поэтому, чтобы вернуть в естественный жизненный цикл утратившие функциональный смысл исторические здания и территории, всегда важно понимать историческую канву, ход заселения и роста города. Изучать их всегда интересно.

Возьмем, город Иваново – всего четыре часа от Москвы на скором поезде, старинное поселение, ставшее центром текстильной промышленности Российской Империи, пережившее подьем и спад текстильной индустрии, знавшее богатство и бедность. Здесь был очаг революционного движения Первой Русской Революции. Это был знаменитый «город невест». Музеи города рассказывают человеческие истории, из которых складывается городской колорит. Здесь сейчас действуют университеты и театры. Есть музеи, парки, набережная и прекрасный лес. Здесь живут четыреста тысяч жителей.

Проезжая по городу, мы видим богатые, статные здания в стиле Российской Империи, промышленное наследие - бывшие цеха текстильной фабрики, когда-то большие и крепкие, сегодня они выглядят маленькими и уютными. И, конечно, советский период оставил свой отпечаток – в том числе яркие примеры в стиле конструктивизма. Но также, небольшие частные дома и, конечно, церкви. Видно, что после закрытия текстильных фабрик, в городе много пустующих зданий, понятно, что молодежь уезжает жить туда, где есть работа. И все же с архитектурной и урбанистической точки зрения мы четко видим наслоение времен, красивую историческую канву города. А главное, это город с ярко-выраженной идентичностью и оживленной атмосферой. 

Возможно, вам кажется, что Иваново – провинциальный город, где комплексные проекты редевелопмента не имеют перспектив. Я вижу, что этот город, с первого взгляда – гадкий утенок, имеет все шансы вырасти в красивого лебедя. 

- Как вы оказались в Иваново?

-  По приглашению мэра города в Иваново была проведения серия лекций в рамках переездной выставки «Преобразовать. Приспособить. Сохранить. Голландский опыт работы с культурным наследием». Этот проект является инициативой Министерства Культуры РФ и Посольства Нидерландов в России. Задача выставки – показать альтернативные подходы к архитектурному наследию и стимулировать плодотворную дискуссию о методах работы с исторической застройкой. Наше бюро Mei Architects представляло на этой выставке проект редевелопмента бывшего склада в современные аппартаменты в стиле лофт Йобсвейм (Jobsveem). Куратор выставки Ева Родионова, основатель бюро ландшафного дизайна Nova Scape, пригласила нас выступить на открытии выставки в Москве и провести лекцию в Иваново. 

-  Что, по-вашему, нужно, чтобы город стал более живым, современным, красивым?

-  То, что представитель власти сам инициировал наш приезд, говорит о том, что он активно занят вопросом привлекательности своего города. Если власти города понимают свою роль основного двигателя в этом вопросе, и что в их руках главный ключ – архитектурное наследие, потенциал которого еще предстоит раскрыть , то продолжение будет. И это уже самый важный первый шаг. 

Если город даст возможность экспертам, как мы, изучить возможности и перспективы редевелопмента старинных зданий, даст возможность показать, что можно с ними сделать и как можно это сделать умно, эффективно и красиво, а главное просчитать бизнес-кейс, то второй шаг уже проще.

Нужно привлечь девелоперов, инвесторов и аудиторию, которые хотят жить, работать и проводить время в новых проектах. И это тоже в силах архитекторов – пробудить воображение и увлечь идеей.

Мне бы очень хотелось верить, что мы смогли заронить искру вдохновения в Иваново, как это уже уже прозошло в Наро-Фоминске, и что один за другим провинциальные города России найдут уверенность в своих силах и потенциале. 

- Ваш первый проект в России – комплексный редевелопмент шелкового комбината в небольшом Подмосковном городке. Поделитесь, почему вдруг Наро-Фоминск? 

- Руководство местной девелоперской компании «Остов» побывали в Нидерландах, увидели как используются исторические здания в современном городе и как повышают они привлекательность городских районов и загорелись идеей сделать также с Шелковой Фабрикой 1910 года, заброшенные здания которой находятся на их земле. Так вместо сноса исторических построек появился проект нового оживленного центра города. 

Каждый проект мы начинаем с исследования. Мы исследуем участок и здания – в каком состоянии, что можно использовать, какие характерные черты уже есть. Мы изучаем историю создания этого проекта, его жизненный путь, его имидж и значимость для жителей региона. Территория комбината - исторически сложившийся центр, точка роста всего города, точка пересечения потоков и маршрутов. У комплекса красивая промышленная архитектура, и с ним связана история трети населения города. Более того, у него удивительно красивое месторасположение на берегу реки.

И хотя Наро-Фоминск – совсем небольшой город, всего семьдесят тысяч жителей, и вырос он в советское время, что отразилось в однообразности архитектуры, мы видим его потенциал. Это и расположение в относительной близости к Москве, и роль центра обслуживания прилегающих дачных поселений, а также это - место для спокойной и приятной жизни вблизи прекрасной природы. Возвращая территорию и исторические постройки городу в новом качестве – там будет многофункциональный центр, с магазинами, кафе, культурными мероприятиями и жилыми лофтами, город Наро-Фоминск приобретает свою уникальную атмосферу, свой шарм и идентичность.  

- Получается, что вдохновение, вера и энтузиазм – это все, что нужно? А как насчет финансирования?

-  С этого все начинается. Редевелопмент – это коммерческий проект. У него есть инвестор, а не спонсор или меценат. Мы сами не раз выступали девелопером таких проектов, и умеем бережно сохранять исторические здания, детали, айдентику, атмосферу, но при этом менять функцию здания, добавлять новые постройки, надстраивать этажи. Благодаря накопленному десятилетиями опыту, мы уже на этапе первого изучения проекта, можем сказать, во что его можно превратить.

В Иваново, например, мы видели несколько старинных цехов для обработки льна. Они идеально подходят под ресторан-бар или коворкинговое пространство. Постройки формируют комплекс, куда сразу просится много-функциональное наполнение – небольшие шоу-румы, магазины, кафе, офисы. В больших цехах может расположится рынок или даже жилье. У нас большой опыт переделки цехов в квартиры. Смешение назначений и привлекательная общественная территория  - это фактор успеха во всем мире. 

В российской действительности есть еще один важный момент – достаточно парковочных мест. В Европе мы стремимся убрать автомобили из центра города и специально не строим парковки. Тем более, что это огромная статья расхода. В России автомобиль необходим из-за климата и поэтому в проектах редевелопмента мы ищем креативные решения, которые решат проблему, но не испортят внешний облик. А также впишутся в бизнес-кейс. 

- Вы упомянули жилье в промышленных объектах. Как по вашему, готов ли российский покупатель к такому типу жилья?

- Идея комфортного жилья в объекте исторического или промышленного наследия привлекает особую группу людей. В этом смысле, Россия ничем не отличается от Голландии. В Европе, конечно, уже нет недоверия, что это небезопасно или недолговечно. Стиль лофт наоборот набрал огромную популярность. Но факт остается фактом, что этот стиль привлекает особого покупателя. Его нельзя фильтровать по возрасту или семейному положению. Но надо понимать, что количество жилых помещений в индустриальных зданиях всегда ограничено, и я уверен, что желающих достаточно, и даже знаю по опыту, что есть те, кто ради этого готовы переехать из другого региона. Вопрос как сделать так, чтобы они знали о существовании проекта. И это уже в силах маркетологов. 

- Звучит как призыв внимательнее изучить имеющиеся объекты, в них может быть заложен серьезный потенциал.

- Однозначно. То, что уже спонтанно произошло в Наро-Фоминске и Иваново, может быть и в других городах.  В первую очередь, в городах в непосредственной близости от Москвы. У них есть шанс привлечь аудиторию с бóльшими финансовыми возможностями, которым требуется сервис и обслуживание – магазины, кафе, развлечения, места для посещения и времяпрепровождения, обладающие собственным шармом и уютом. Но еще важнее создать оживленную и уютную атмосферу в центре города, сохранить видимые временные слои и усилить те элементы, что дороги жителям. Именно наслоенность и разнообразность исторического развития и роста населения города усиливает его потенциал дальнейшего роста. Это как в природе – чем разнообразнее флора и фауна, тем лучше защитные механизмы и выживаемость в ареале.